Мы в социальных сетях

telegramm vk vk  Odnoklasniki

Главное меню

Опросы

Какой из инициативных проектов Вы считаете наиболее приоритетным?

Благоустройство территории возле МБУК «Куршавское СКО» с установкой уличной сцены в селе Куршава Андроповского муниципального округа Ставропольского края (3 этап) - 71.7%
Устройство уличного освещения по улице Красная от д. №85 до д.№ 107 в селе Куршава Андроповского муниципального округа Ставропольского края - 0.5%
Обустройство комплексной спортивной площадки по улице Молодёжная участок 1 в селе Куршава Андроповского округа Ставропольского края - 24.5%
Благоустройство территории кладбища по улице Подгорная участок 3 в селе Куршава Андроповского муниципального округа Ставропольского края - 1.4%
Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Красная в селе Куршава Андроповского муниципального округа Ставропольского края - 1.9%

Проголосовали: 568
Голосование для этого опроса закончилось on: 05 Июль 2023 - 05:00

Видеобаннеры

Портал Государственных и Муниципальных услуг Ставропольского края 

Сообщи о проблеме

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

Удивительный мир путешествий

IMG 20200228 085415Человек Путешествующий был всегда. Сначала «путешествия» были вызваны необходимостью добывания пищи. Затем в путешествиях стал преобладать научный характер. Сейчас путешествия стали более длительными и сложными, доступными узкому кругу профессионалов.

Организованные путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народов существовали ещё в древнем мире. Так, в 6 веке до н.э. древние греки и римляне совершали путешествия в Египет, где их привлекали древняя история, культура, необычная природа, великолепные египетские сооружения.

Ещё Аристотель, Демокрит, Квинтилиан в своих трактатах о воспитании рекомендовали познавать природу в непосредственном общении с ней. Целенаправленное развитие туризма как средства физического развития стало осуществляться в эпоху Возрождения(15-16 века), после многовековых ограничений, привнесённых церковью в сферу духовного и физического развития человека. Гуманисты добивались систематизации воспитания с учётом различных сторон жизни человека, определили самые эффективные средства формирования качеств человека. Так, представители западноевропейского Возрождения Х. Вивес, М. Монтель, М. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский говорили о необходимости введения организованного процесса физического воспитания молодёжи, отводя особое место использованию походов. Витторино де Фельтре, преподавая различные туристские упражнения в организованной им в 1425 г. в городе Мантуе школе, совершал со своими учениками многодневные походы в предгорьях Альп. Большое внимание уделяли использованию туристских походов для воспитания подрастающего поколения педагог И. Гамерариус («Разговоры о физических упражнениях»), итальянский профессор медицины И. Меркуриалис («Виды физических упражнений»). Туристские походы как средство оздоровления человека практиковались даже в семинариях иезуитов.

Со временем интересы Человека Путешествующего расширялись. Появился интерес культурный, не преследующий научных целей, не ведущий к открытиям для общества, но приносящий открытия для самого себя. Человеку стало интересно не только то, что там, вдали, он обратил взгляд не только на природу вокруг себя, но и внутрь себя. Способствовали этому и знаменитые экспедиции учёных, слава о которых стала широко распространятся. Жизнь и приключения Робинзона Крузо или героев Жюля Верна стали волновать всё большее количество людей. К любопытству объективному добавился интерес субъективный - узнать, понять, проверить, усовершенствовать себя, не только людей посмотреть, но и себя показать. И человек отправился в поход не только для того, чтобы увидеть мир, но чтобы понять и испытать самого себя.

С освоением новых, ранее недоступных территорий, с совершенствованием снаряжения в туризме стали проникать элементы спортивности. Появились и крайности: экстремальный туризм, походы на выживания.

В литературе существительному «туризм» сопутствует множество прилагательных: «дальний», «местный», «зарубежный», «пешеходный», «горный», «водный», «конный», «охотничий», «спелеологический», «коммерческий», «социальный», «познавательный», «экскурсионный». А в школе, наверное, туризм может именоваться ещё и «педагогический».

Школа сегодня в детском самодеятельном туризме видит эффективное средство воспитания подрастающего поколения, включающего идейно-нравственное, умное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Научные исследования показали, что туристско - краеведческая работа способствует включению школьников в трудовые и другие общественно значимые дела старших поколений, преемственности в передаче социального опыта от поколения к поколению, воспитанию их социальной активности, воплощающейся в успешном овладении знаниями законов общественного развития в совершенствовании общественных отношений, осознании общественного смысла труда и взгляда на него как на жизненную потребность. Туристско-краеведческая работа учит школьников уважать людей труда, любить свою Родину. Популярность детского самодеятельного туризма растёт с каждым годом. Являясь составной частью физического воспитания, туризм успешно решает воспитательные, оздоровительные и познавательные задачи.

Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Естественное влияние двигательных качеств на физическое развитие является физиологически обусловленным и наиболее важным фактором оптимального протекания физиологических функций организма. Вот почему у занимающихся туризмом имело место более выраженное улучшение многих физиологических показателей, и в первую очередь показателей кардиореспираторной системы.

Популярность туризма в школе определяет воспитательные, краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самодеятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьников.

Туризм, как форма активного отдыха и дополнительного образования, полезен всем детям, каждому учащемуся. Мало сказать - полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гёте: «Без странствий не создаётся ни одна индивидуальность».

Тридцать четыре года в Куршавской школе в системе дополнительного образования работают туристические клубы, которые дают возможность детям села открыть для себя удивительный мир путешествий. Не одно поколение девчонок и мальчишек испытали на себе всю прелесть туристической жизни. Перевалы Кавказа, карстовые пещеры Южного Урала, сотни километров пройденных маршрутов по родному Ставрополью. Но первые шаги в мир путешествий, юные туристы делают на Андроповской земле. Об одном путешествии, которое мы совершили в конце февраля, я и хочу Вам рассказать.

Собраны рюкзаки, пройден инструктаж, поставлены задачи для поисковой деятельности. Каждый поход имеет своё образовательное значение, не исключение и сегодняшние путешествие. Маршрутка мчит нас на встречу с уникальным геолого-геоморфологическим памятником природы горой Брык. Тридцать минут пути и вот мы у подножья вершины. Здесь в нескольких километрах от хутора Верхний Калаус рождается самая длинная гряда Ставрополья – Прикалаусские высоты, которые в меридиональном направлении на 140 километров протянулись до северных границ края. Рюкзаки за плечами и с помощью альпенштоков, начинаем штурм. Книга эта - летопись Земли - находится у нас под ногами. Её листами служат пласты горных пород, слагающих земную кору. Там, где они лежат ровно, нам видны только верхние страницы, написанные недавно. Там, же где они имеют изгибы и разрывы, обнажаются более глубокие «листы», записанные тысячи и миллионы лет назад. Прикалаусские высоты – это геологический музей дна бывшего Сарматского моря. Здесь на дневную поверхность выходят известняки – ракушечники, песчаники, пески, глины и другие горные породы неогена. На северо- западном склоне горы, вблизи села Султан, выходят на поверхность караганские, чокракские и майкопские горные породы палеоген – неогенового возраста. Западный склон горы Брык позволяет вернуться на миллионы лет назад. Совершаем восхождение и «читаем»:… первоначально здесь было глубокое море. На дне моря осаждались мелкие илистые частицы, образовавшие глину. Вместе с глиной откладывались остатки растений и других морских организмов, они придали глине тёмно-серую окраску. Тонкостенные раковины моллюсков, встречающиеся в глине, тоже говорят, что море было глубоким и волнение воды тут не чувствовалось. В дальнейшем, попав в толщу глины и не выдержав давления вышележащих пластов, раковины были раздавлены. В более позднее время дно поднялось, море быстро обмелело, вместо глин стали откладываться частицы мелкозернистого песка. Раковины моллюсков, населявших прибрежную полосу, перетираемые морским прибоем, дали материал для известняка, образовавшегося в последний момент жизни этого древнего водоёма. Поднимаясь к вершине, находим и собираем, остатки представителей сарматских морей. Собирая раковины моллюсков, встречаем большое количество коричнево-бурых шариков самой разной величины – от дробинки до картечи. Это журавчики – стяжения, или конкреции, извести. Журавчики, заключённые в песках, очень плотны, иногда их трудно разбить молотком. Они имеют светло-серую или сизоватую окраску. Зарождаются они при проникновении сверху в суглинок или песок минеральных растворов. Соли растворов, постепенно осаждаясь вокруг каких-либо предметов, цементируют частицы песка, расположенные по соседству. Когда срастаются два круглых журавчика, они напоминают восьмёрку. Иногда круглые журавчики, соединяясь по три, по четыре в ряд, образуют фигурные палочки, куколки или каменные цепочки. Самые маленькие, действительно напоминают каких-то птичек, отсюда и возникло их «птичье» наименование. Юные туристы с увлечением собирают известковые стяжения, тут и там раздаются возгласы: «Нашел! Ого, какой большой! А у меня – двойной. Повезло!» Весь материал, найденный в походе, займет место в экспозициях школьного краеведческого музея. По террасам Сарматского моря подходим к эоловым гротам горы. Мальчишки по ступенькам, помогая друг другу, залезают в «берлогу». Ветер за миллионы лет, выдувая песчинки сарматских отложений, изваял полость напоминающую жильё косолапого. В одном из путешествий по КМВ, я услышал легенду о сыне Матери Ветра - Горий. Своенравным рос сынок у Матери-повелительнице. Облетая ущелья Кавказа, он по-юношески шалил: то сделает скалу похожей на голову барана или туловище верблюда, то создаст десятки малых и крупных пещер, похожих на своё жилище. Следы этих игр сохранились до наших дней. Может быть, совершая свои прогулки, Горий побывал и в наших местах… Посетив творенья природы двигаемся дальше. Выходим к лесному массиву. Сверху открывается вид на родные просторы. На юге хорошо виден двуглавый Эльбрус и белая цепочка Главного Кавказского хребта, на юго-востоке Бештау и другие лакколиты Пятигорья, на юго-западе серым пятном с островками белых пятен снежников, раскинулся Воровсколесско- Сычёвский массив. Поля зеленеют озимыми, некоторые оставлены под «пары». Нынешний облик вершина горы Брык стала приобретать в конце 40-ых и в начале 50-х годов, когда началось выполнение «Плана преобразования природы», которое было прервано Великой Отечественной войной. План был рассчитан на 15 лет. Однако отдельные ретивые руководители призывали выполнить его…за пять. Спешка ни к чему хорошему не привела: намеченное постановлением правительства не было, реализовано ни за пять, ни за пятнадцать лет. И всё же зелёная сеть лесных полос покрыла степную часть страны, в том числе и Ставрополья, пусть даже не так, как хотели учёные и работники лесного хозяйства вместе с агрономами колхозов и совхозов. Четыре зелёных ленты от Волгограда до Черкесска преградили путь астраханским суховеям. На их пути и гора Брык, которая в 50-е годы начала основательно покрываться лесом. Дуб, ясень, клён, вяз, акация стройными рядами выстаивались на склонах, поднимаясь к вершине. Сегодня трудно, наверное, даже невозможно узнать, чья это идея посадить на горе сосну, но что были и сторонники этого, и противники, старые работники Курсавского лесничества помнят точно. Оптимисты взяли верх. Вырастили саженцы, выбрали наиболее подходящее место (по почве) для посадки. Радовались, когда молодые сосенки зазеленели в верховье одного из рукавов балки Закрытной. В истории соснового бора были и трагические страницы: непотушенный костёр послужил причиной гибели почти десяти гектаров молодой сосны. Но и это не заставило отказаться от идеи соснового бора на Брыку. Три дня с утра до вечера работники лесничества под лопату восстанавливали уничтоженное. Сегодня сосна растёт на вершине во многих местах, жаль только, что огонь, который выпускают на волю нерадивые любители природы (к сожалению не один так и не был пойман), продолжает губить не только молодые, но уже многолетние красавицы. По ходу движения рассказываю ребятам о значении лесных насаждений, о бережном отношении к природе. Делаем привал, мы на западных склонах горы. Здесь хорошо видна долина реки Калаус. Рождаясь на горе Малый Брычек, река несёт свои воды в Пролетарское водохранилище расположенное на границе края с республикой Калмыкией. Благодаря водам БСК, Калаус в настоящее время не пересыхает, а его «ямы» радуют рыбаков своим уловом. Юные путешественники узнают о прошлом территории. Рычагом времени переношу их в далёкое прошлое, когда караваны великого шёлкового пути пересекали наш район. Были времена!

Продолжаем путь, выходим на северный склон. Вдали внизу виднеются дома села Султан. Поворачиваем на восток и по просёлочной дороге приближаемся к лесной тропинке, которая приводит нас к подземному монастырю.

…Коренные жители многих старых сёл и деревень могут припомнить не беспочвенные предания о том, что «была рядом пещерка, в которой монахи жили». Представители практически всех мировых религий в поисках спасения и просветления нередко уходили под землю, занимая существующие природные полости и выкапывая новые, - православные монахи не были исключением. В раннем средневековье подземных монастырей было чуть ли не больше, чем привычных нам наземных.

Девятнадцатый век дал нам новые открытия. Поможет нам в этом книга А. Твалчрелидзе «Ставропольская губерния», где есть некоторые сведения о горе Брык.

«В двух верстах от села на горе Брык в 1885 году жители начали рыть довольно большой курган отчасти с целью найти клад, который, по местному преданию, зарыт здесь прежними поселенцами- татарами. На глубине приблизительно шести аршинов от вершины кургана найдено было какое-то каменное строение. Камень постройки оказался простым плитняком, но замечательно гладко обтёсанный с внутренней стороны здания. На углах и в местах соединения двух камней высечены были углубления, залитые очень плотным цементом, а, по словам некоторых свинцом. Всё здание внутри было засыпано землёй и завалено камнями. Проделав отверстие в одном углу, искатели клада стали рыть вглубь по стене, но не успели добраться до конца, когда, по распоряжению администрации, дальнейшие раскопки были запрещены и освобождённая от земли верхушка здания снова завалена землёй…»

                 … В1990 году археолог И.А. Владимиров продолжил раскопки кургана на горе. Он вскрыл большой склеп, сложенный из песчаника. Склеп совершенно не характерен для погребальных сооружений Северного Кавказа и в то же время довольно обычен для греческих гробниц в Северном Причерноморье. Возможно, в прошлом здесь проживала значительная группа греков. Проблема пребывания греков на Ставрополье в античное время ещё ждёт своего решения. Тайна подземного монастыря скрыта веками, ну а мы, перекусив после перехода вооружившись налобными фонарями, погружаемся в мир подземли. Для более эффектного ощущения тайн подземного храма с двумя юными туристами выдвигаемся первыми и в нишах устанавливаем зажженные свечи. Детвора затаив дыхание, движется по лабиринтам храма. Кое - где встречаются иконы, пещера посещаема. Андроповцы и гости из районов края благодаря информационным системам, узнают об уникальном объекте. В прошлом году мне самому пришлось стать участником проектов 1 канала и краевого канала «Своё ТВ». А затем у костра , где на шампурах жарится картошечка с сальцем делимся впечатлениями.

Отдохнув, выдвигаемся в обратный путь. Природа приготовила нам испытание. Хороший солнечный день в одну минуту превратился в ураганную стихию. С запада примчался ураган, поднял миллионы песчинок черноземной почвы. Солнце исчезло, всё вмиг посерело, ветер сдувает с ног. Наше спасение-лес. По лесному массиву быстро движемся к маршрутке. Шахрет Изамович, наш водитель пришёл к нам на помощь. Маршрутка, поднявшись со стороны пруда к кромке леса, спасла нас от стихии. Уже в салоне автомобиля, с песком на губах, в голове, на теле – бурно обсуждаем природный катаклизм. Уставшие, но переполненные эмоциями, возвращаемся домой.

Новые маршруты ждут нас. Жизнь путешественников продолжается!

Д.А. Крапивко

IMG 20200228 122202IMG 20200228 131053

Поиск по сайту

Баннеры

Сейчас на сайте

Сейчас 14 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте